воскресенье, 17 октября 2010 г.

Поездка в будущее

На прошедшей неделе администрация города вероломно демонтировала рельсы и контактную сеть трамвая на проспекте Гагарина. При этом, в настоящее время трамваи ничем не заменены, люди вынуждены пользоваться маршрутками, чтобы ездить на работу или в областную больницу. Альтернативы не создано. Врип главы администрации Константин Лазарев даже не обещает в ближайшем будущем пустить по Гагарина троллейбусы. Надо полагать, что до ремонта проспекта, который запланирован лишь на следующий год, ничего уже не изменится. Оставим в стороне бездарные и незаконные решения временной администрации. Обратим наш взор в светлое будущее: каким мог бы быть общественный транспорт Смоленска, скажем, через 10 лет.


Очевидно, что маршрутное такси не может быть основным городским перевозчиком даже сейчас. Этот вид транспорта - попытка заткнуть проблемы с перевозками, существовавшие в конце 90-х - начале 2000-х. Попытка, можно сказать, удачная.
Трамвай, обладая такими преимуществами, как долговечность, безопасность и пассажироемкость, все же транспорт прошлого века. Да, современный трамвай может быть и удобным, и тихим, и быстрым, но от одного его недостатка не избавиться: трамваю нужны рельсы. Прокладывать трамвайную сеть в новые районы - долго и дорого. Да и маневренность у трамвая никакая, ведь не сможет он объехать препятствие на рельсах (хотя бы и в виде другого трамвая).
Полноценные автобусы обладают достаточной маневренностью и вместимостью, но дороги в эксплуатации и выбрасывают в воздух выхлопные газы.
Троллейбусы могли бы быть выходом: для них хоть и нужна контактная сеть, препятствие на дороге они могут объехать, и саму сеть проложить не так дорого и долго. Выхлопа у троллейбусов, понятно, нет. Но увы, наши предки понятия не имели о троллейбусах, когда выбирали место для поселения. Холмы и овраги им помогали в защите от иноземной администрации, но, увы, создавали кучу проблем с городским планированием и с транспортом.
На чем же будут ездить те прогрессивные смоляне, кто доживет до светлого будущего и не уедет из Смоленска в поисках лучшей жизни? Очень возможно, что им подойдут гибридные автобусы: транспорт, снабженный и электродвигателем и двигателем внутреннего сгорания. Первый - для экономичности и экологичности, второй - чтобы забираться на горку по улице 12 лет Октября. Таким автобусам не нужны ни рельсы, ни контактная сеть. Нужен им источник энергии. И такие источники есть уже сейчас: это аккумуляторные батареи или суперконденсаторы. Первые обладают хорошей емкостью, дающей запас хода на несколько сотен километров, но при этом долго подзаряжаются. Суперконденсаторы обладают на порядок меньшим запасом хода, но зато заряжаются очень быстро. Так быстро, что дозаряжать их можно на каждой остановке.

Примеры таких автобусов уже есть в реальной жизни.



фото с сайта sinautecus.com

41-местный китайско-американский Ultracap Bus весит 11,3 тонны (сравнимо с массой обычных автобусов и троллейбусов одиночек), из которых на суперконденсаторы приходится 980 кг. В длину автобус насчитывает 11,4 метра. Максимальная же скорость Ultracap Bus составляет 48 км/ч.

В провинции Хэнань в городе Синьсян состоялась презентация нового электрического автобуса Yutong ZK6126EGA9, первого электрического городского автобуса длиной выше 10м (11.6м). Полностью электрический автобус Yutong был разработан специально для провинции Хэнань и выполнен в соответствии с реальными потребностями Синьсян. Предприятие общественного транспорта Синьсян приобрело 40 электрических городских автобусов Yutong  с нулевым уровнем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, низким уровнем шума и автоматической коробкой переключения передач (автоматическая трансмиссия, АКПП). 


В Великобритании выпущен первый электрический автобус Solo EV, сообщает ИА REGNUM.
Автобус Solo EV от компании Optare PLC работает на электрическом двигателе мощностью 120 киловатт и питается от двух блоков литий-ион-фосфатных батарей, работающих параллельно. Максимальная скорость, которую может развить электрический автобус, составляет девяносто километров в час.
Для того чтобы проехать сто километров, автобусу вполне хватает одной зарядки батарей. В результате отказа от дизельного двигателя и привычной коробки передач масса транспортного средства нового поколения увеличилась почти на полтонны.

Статья на Мембране про электроавтобусы

4 комментария:

  1. Полагаю, проблема местного рельефа может быть решена гораздо проще: устройством дополнительной ещё более пониженной передачи. Например, в Крыму есть троллейбусная ветка в 86 км длиной, а рельеф там тот ещё. Кроме того, для нормального функционирования аккумуляторы наверняка должны быть защищены от наших низких температур, плюс необходимость отапливать салон... Интуитивно кажется, что автономный электротранспорт если и найдёт своё место в Смоленске будущего, то лишь при условиях: а) у нас будет доступна дешёвая энергия Десногорской АЭС, использование которой будет более выгодным, чем сжигание нефтепродуктов или газа; б) будет экономически целесообразно купить аккумуляторы в Китае, чем связываться с физическим трудом в России по обслуживанию контактной сети.

    ОтветитьУдалить
  2. Ездил в Крыму от Симферополя до Ялты, на троллейбусе. По сравнению с той дорогой, у нас идеальная равнина. Так что троллейбус как вариант подойдет.

    ОтветитьУдалить
  3. Там очень специальный троллейбус

    ОтветитьУдалить
  4. Про кондиционеры было в статье на мембране, только они там охлаждали. Емкость аккумов в холодную погоду падает, это да. В любом случае будущее за электротранспортом.

    ОтветитьУдалить